Еленка Донецкая (donetsk_elenka) wrote,
Еленка Донецкая
donetsk_elenka

Categories:

Памяти Марлена Мартыновича Хуциева

Дзен-Яндекс уже который день подряд предлагает десятками ссылки о смерти умершей певицы Юлии Началовой (очень жаль, как и всех других неизвестных прессе умерших и погибших людей, говорят что она была светлым добрым человеком).




И только в одной из ссылок Дзен сообщил о смерти Режиссера - Марлена Хуциева.

Да и то - упомянули Творца в связи с тем, что его похоронили в нескольких метрах от Юлии Началовой и переживали, не будут ли одни похороны мешать другим.

Понятно, советский режиссер не в фаворе нынешней либеральной СМИ-тусовки - не перекрасился в силу убеждений, характера, возраста.  Но он достоин интереса и памяти, как Мастер - не зависимо от смены строев и взглядов в стране, так же как при СССР мы чтили русскую классику и историю (мы - это просто нормальные люди).



Марлен Хуциев


Первые же фильмы Марлена Хуциева – «Весна на Заречной улице» (1956) и «Два Федора» (1958)





стали широко популярны у зрителей и были лидерами проката.

Картину «Весна на Заречной улице» в первый же год посмотрело более 30 млн зрителей.

В 1962-1964 годах снял фильм «Мне двадцать лет», который первоначально вышел на экраны в 1965-м как «Застава Ильича» (его первоначальный вариант был показан лишь в 1988 году).

Как режиссер Марлен Хуциев часто открывал новые звезды, информирует ftimes.ru. Так, лента «Два Федора» стала актерским кинодебютом Василия Шукшина.

Кроме того, Марлен Хуциев явил зрителю и такого дебютанта как Николай Губенко – он сыграл роль Николая Фокина в фильме Хуциева «Мне двадцать лет».

В 1966 году подписал письмо 25-ти деятелей культуры и науки генеральному секретарю ЦК КПСС Л. И. Брежневу против реабилитации И. В. Сталина.

С 1968 года снимался как актер, сыграл в кино несколько небольших ролей. Его можно видеть в картинах «Интервенция» (Главнокомандующий), «Гори, гори моя звезда» (князь), «В день праздника» (Рамзес), ...

Событием в мире кино стала лента Марлена Хуциева «Был месяц май» по мотивам рассказа Григория Бакланова «Почем фунт лиха», вышедшая в 1970 году. Она встала в ряд шедевров, посвященных Великой Отечественной войне.

В 1991 году он представил картину «Бесконечность», которую критики назвали философской притчей — «то ли историческая хроника, то ли фильм-эссе, размышление о России в потоке времени».

В целом же он снял мало фильмов.

Сам Марлен Мартынович так пояснял это: «Режиссеры примеряют свои профессиональные качества к материалу. Я же, скорее, дилетант. Я занимаюсь этим любя, а не стремясь применить профессиональность. Сравнил бы свой процесс с работой писателя, который задумывает, вынашивает идею. Ищу, нахожу, на это уходит время. Я не страдаю от того, что снял мало».

19 декабря 2008 года был избран председателем Союза кинематографистов России.

17 марта 2009 года Пресненский суд Москвы признал итоги VII съезда СК, на котором Хуциев был избран председателем, незаконными. Почётный член Российской академии художеств.

Хуциев запомнился как мастер деликатного поэтичного кино, способный языком кинематографической пластики передавать тончайшие движения человеческой души.
***

... Марлен Мартынович Хуциев родился 4 октября 1925 года в Тифлисе (ныне Тбилиси), умер 19 марта 2019 года в Москве.

Отец – Мартын Леванович Хуциев (Хуцишвили) (1900-1937), коммунист с дореволюционным стажем, служил комиссаром Четвёртой гаубичной дивизии, затем был заместителем наркома внутренней и внешней торговли СССР, в годы репрессий был осужден и расстрелян.
Мать – Нина Михайловна Утенелишвили (1905-1957), актриса, имела дворянские корни...



Родословная Марлена Хуциева совместила в себе два, казалось бы, непримиримых лагеря, и не отрекаясь ни от кого из предков он видел мир во всей сложности и диалектичности , говорил кинематографическим языком незаурядно, тонко и просто -  о сложном.
В "Весне на Заречной улице" утонченная учительница с ее богатым внутренним миром, слушавшая  Рахманинова замерев, возившая с собой стопки книг, и отважные, но зачастую недоученные рабочие, вступали в непредсказуемую реакцию как химические элементы... не понимая, учась понимать, обогащая друг друга.
Фильм был весьма смелым и даже скандальным для своего времени, не был агиткой или фильмом о классовой розни... "Весна" без прикрас - стала классикой кинематографа.


Вдумчивым, мудрым человеком с тонкой душевной организацией, выражающим мысли образно, но просто и доступно, был великий режиссер Марлен Мартынович Хуциев.



Tags: кино, классика
Subscribe
Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments